Как узаконить свой дом?

Как узаконить свой дом?

В связи с тем, что в Закон «Об архитектурной деятельности» внесли изменения, касающиеся ввода в эксплуатацию жилья и других технически не сложных объектов, процесс строительства, описанный в предыдущей статье несколько изменился.

Итак, вы имеете на руках акт на земельный участок, на котором собираетесь построить дом…

Также вам по-прежнему необходимо иметь на руках проект. Но теперь для строительства и ввода в эксплуатацию строений, предназначенных для личного пользования, включая индивидуальные жилые дома до двух этажей, летние домики отдыха, дачи, гаражи, хоз.постройки и т.п., достаточно эскизного проекта. И не важно, находится строение в зоне повышенной сейсмической опасности или нет.

С чего начать?

1. Получить АПЗ – архитектурно-планировочное задание.

Этот документ по факту является разрешением на строительство. АПЗ можно получить электронно на портале elicense.kz . Для этого потребуется ЭЦП (электронно-цифровая подпись) и еще несколько документов:

  • Заявление, составленное в произвольной форме с согласием на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах (обязательно, квалификационные требования).
  • Электронная копия правоустанавливающего документа на земельный участок или решения местного исполнительного органа на реконструкцию (перепланировку, переоборудование) (обязательно, квалификационные требования).
  • Электронная копия утвержденного заказчиком задания на проектирование (обязательно, квалификационные требования).
  • Электронная копия опросного листа для технических условий согласно приложению 3 к настоящему стандарту государственной услуги (обязательно, квалификационные требования) взято отсюда

2. Заказать эскизный проект.

Эскизный проект должен быть выполнен, организацией, имеющей лицензию (по факту гос.органы считают так, а доказать им обратное дело хлопотное) и соответствовать определённым требованиям, поэтому проще обратиться к проектировщику. Мы, например, дополнительно проводим обширную консультацию (если, конечно, заказчику это надо), объясняем, как правильно построить, чтобы всё работало как надо.

3. Согласовать эскизный проект.

Пока услуга недоступна электронно, но мы верим, что скоро это станет возможным. А пока необходимо обратиться в ЦОН со следующими документами:

  • Заявление (заполняется на месте)
  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Эскиз (эскизный проект), минимум 2 экземпляра.
  • Копия архитектурно-планировочного задания.

4. Построить дом (летний домик отдыха, дачу, гараж, хоз.постройку и т.п.).

Требования к лицензированию этого вида деятельности пока никто не отменял, поэтому по закону, надо нанять организацию, имеющую лицензию. В жизни, обычно, всё иначе и люди строят самостоятельно. По закону, контроль строительства таких строений не входит в компетенцию государственных контролирующих органов в сфере архитектуры, поэтому строят все обычно сами, за редким исключением.

Итак, построили…

5. Заполняем акт приёмки объекта.

В этом и заключается основное изменение законодательства. Теперь такие объекты принимаются в эксплуатацию собственником самостоятельно. Акт можно заполнить самостоятельно, можно поручить это проектировщику, который занимался разработкой эскизного проекта (обычно это платная услуга, но стоит недорого).

6. Сдаём акт приёмки на регистрацию.

Акт сдаётся на регистрацию в ЦОН, данные автоматически попадают в базу данных органов юстиции, архитектуры, БТИ. Больше ничего делать не надо – объект считается введённым в эксплуатацию с момента подписания акта и его регистрации.

На этом всё. Если необходимо, можно заказать технический паспорт на объект, хотя, обычно он требуется только для продажи или оформления залога.

В принципе, процедура ввода в эксплуатацию технически несложных объектов достаточно проста. Но, чтобы всё прошло чётко и гладко, лучше обратиться к профессионалам. Хотя бы за советом.

Егор